Неточные совпадения
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных
основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили в сторону из толпы обыкновенных
людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
Он издавна привык думать, что идея — это форма организации фактов, результат механической деятельности разума, и уверен был, что
основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных
людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
Ему показалось, что никогда еще он не думал так напряженно и никогда не был так близко к чему-то чрезвычайно важному, что раскроется пред ним в следующую минуту, взорвется, рассеет все, что тяготит его, мешая найти
основное в нем,
человеке, перегруженном «социальным хламом».
—
Люди там не лучше, не умнее, чем везде, — продолжал он. — Редко встретишь
человека, для которого
основным вопросом бытия являются любовь, смерть…
Самгин окончательно почувствовал себя участником важнейшего исторического события, — именно участником, а не свидетелем, — после сцены, внезапно разыгравшейся у входа в Дворянскую улицу. Откуда-то сбоку в
основную массу толпы влилась небольшая группа,
человек сто молодежи, впереди шел остролицый
человек со светлой бородкой и скромно одетая женщина, похожая на учительницу;
человек с бородкой вдруг как-то непонятно разогнулся, вырос и взмахнул красным флагом на коротенькой палке.
Он довольно быстро находил и определял
основную систему фраз, в которую тот или другой
человек привык укладывать свой опыт.
— Я — не зря говорю. Я —
человек любопытствующий. Соткнувшись с каким-нибудь ближним из простецов, но беспокойного взгляда на жизнь, я даю ему два-три толчка в направлении, сыну моему любезном, марксистском. И всегда оказывается, что
основные начала учения сего у простеца-то как бы уже где-то под кожей имеются.
«В сущности, есть много оснований думать, что именно эти
люди —
основной материал истории, сырье, из которого вырабатывается все остальное человеческое, культурное. Они и — крестьянство. Это — демократия, подлинный демос — замечательно живучая, неистощимая сила. Переживает все социальные и стихийные катастрофы и покорно, неутомимо ткет паутину жизни. Социалисты недооценивают значение демократии».
«Конечно, студенты. Мальчишки», — подумал он, натужно усмехаясь и быстро шагая прочь от
человека в длинном пальто и в сибирской папахе на голове. Холодная темнота, сжимая тело, вызывала вялость, сонливость. Одолевали мелкие мысли, — мозг тоже как будто шелушился ими. Самгин невольно подумал, что почти всегда в дни крупных событий он отдавался во власть именно маленьких мыслей, во власть деталей; они кружились над
основным впечатлением, точно искры над пеплом костра.
То, что, исходя от других
людей, совпадало с его
основным настроением и легко усваивалось памятью его, казалось ему более надежным, чем эти бродячие, вдруг вспыхивающие мысли, в них было нечто опасное, они как бы грозили оторвать и увлечь в сторону от запаса уже прочно усвоенных мнений.
— Всегда были — и будут —
люди, которые, чувствуя себя неспособными сопротивляться насилию над их внутренним миром, — сами идут встречу судьбе своей, сами отдают себя в жертву. Это имеет свой термин — мазохизм, и это создает садистов,
людей, которым страдание других — приятно. В грубой схеме садисты и мазохисты — два
основных типа
людей.
— Идеализм —
основное свойство души
человека, — наскакивала Варвара покраснев, блестя глазами, щурясь.
К лету 14 года Клим Иванович Самгин был весьма заметным
человеком среди
людей,
основным качеством которых являлось строго критическое отношение к действительности, текущей все более быстро и бурно. О нем весьма единодушно говорили...
— Куда вы? Подождите, здесь ужинают, и очень вкусно. Холодный ужин и весьма неплохое вино. Хозяева этой старой посуды, — показал он широким жестом на пестрое украшение стен, —
люди добрые и широких взглядов. Им безразлично, кто у них ест и что говорит, они достаточно богаты для того, чтоб участвовать в истории; войну они понимают как
основной смысл истории, как фабрикацию героев и вообще как нечто очень украшающее жизнь.
Он отмечал, что по составу своему сборища становятся всё пестрее, и его особенно удовлетворял тот факт, что к
основному, беспартийному ядру таких собраний все больше присоединялось членов реформаторских партий и все более часто, открыто выступали
люди, настроенные революционно.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в общем и глубоком смысле, можно свести
основное действие
человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “фактов”».
— Загадочных
людей — нет, — их выдумывают писатели для того, чтоб позабавить вас. «Любовь и голод правят миром», и мы все выполняем повеления этих двух
основных сил. Искусство пытается прикрасить зоологические требования инстинкта пола, наука помогает удовлетворять запросы желудка, вот и — все.
Топоров, как и все
люди, лишенные
основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства
людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа необходимо нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться.
И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между
людьми есть
основной закон жизни человеческой.
— Да так… Существует что-то вроде фатализма:
люди, близкие друг другу по духу, по складу ума, по стремлениям и даже по содержанию
основных идей, расходятся иногда на всю жизнь из-за каких-либо глупейших пустяков, пустой фразы, даже из-за одного непонятого слова.
Эта
основная истина о свободе находила свое отражение в учении об естественном праве, о правах
человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
Есть две
основные точки зрения на соотношения кесаря, власти, государства, царства этого мира и духа, духовной жизни
человека, царства Божьего.
Основным и роковым противоречием в судьбе европейского
человека было то, что автономия разных сфер его активности не была автономией самого
человека, как целостного существа.
Из философских книг этого периода особенное значение я придаю книге «О назначении
человека» и «О рабстве и свободе
человека», в которой некоторые
основные мои мысли выражены с наибольшей остротой.
Тема о творчестве, о творческом призвании
человека —
основная тема моей жизни.
В нее вложена моя
основная тема, моя первородная интуиция о
человеке.
Вот как я осознал для себя
основной миф христианской богочеловечности: это есть тайна двойного рождения, рождения Бога в
человеке и рождения
человека в Боге.
По
основным своим эмоциям и оценкам — я скорее «левый», революционный
человек, хотя и в особом, духовном смысле.
Основную свою интуицию о
человеке, о нужде Бога в творческом акте
человека я выразил в самой значительной книге своего прошлого «Смысл творчества.
Основная идея бессмертников была та, что они никогда не умрут, и что
люди умирают только потому, что верят в смерть или, вернее, имеют суеверие смерти.
Но вполне понятной может стать моя внутренняя религиозная жизнь и моя религиозная драма только в связи с пережитым мной внутренним опытом, глубоким внутренним кризисом — я имею в виду
основную мечту моей жизни, тему о творчестве
человека.
В этом отношении совесть его всегда была непоколебимо спокойна, и когда я теперь думаю об этом, то мне становится ясна
основная разница в настроении честных
людей того поколения с настроением наших дней.
В XIX в. можно назвать немного
людей из духовной среды, которые представляют интерес, хотя они остаются вне
основных духовных течений.
Книга была посвящена
основной теме моей жизни и моей мысли — теме о
человеке и его творческом призвании.
Человек, личность, свобода, творчество, эсхатологически-мессианское разрешение дуализма двух миров — таковы мои
основные темы.
Основная тема русской мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в
человеке, о творческом призвании
человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Этой противоположности в самых
основных воззрениях на литературную деятельность Островского было бы уже достаточно для того, чтобы сбить с толку простодушных
людей, которые бы вздумали довериться критике в суждениях об Островском.
Сообразите только, возможное ли это дело! чтобы вопрос глубоко человеческий, вопрос, затрогивающий
основные отношения
человека к жизни и ее явлениям, мог хотя на одну минуту оставаться для
человека безынтересным, а тем более мог бы помешать ему устроиваться на практике возможно выгодным для себя образом, — и вы сами, наверное, скажете, что это вздор!
Возьмем теперь другой пример: образование. Не о высшей культуре идет здесь речь, а просто о школе. Школа приготовляет
человека к восприятию знания: она дает ему
основные элементы его. Это достаточно указывает, какая тесная связь существует между школой и знанием.
Вообще это —
человек, не знающий самостоятельной жизни, несмотря на то, что вся масса
основного общественного труда лежит исключительно на его плечах.
Боязнь за"шкуру", за завтрашний день — вот
основной тезис, из которого отправляется современный русский
человек, и это смутное ожидание вечно грозящей опасности уничтожает в нем не только позыв к деятельности, но и к самой жизни.
Обойти этих
основных элементов человеческого общества масоны не могли, ибо иначе им пришлось бы избегать всего, что составляет самое глубокое содержание жизни
людей; но вместе с тем они не образуют из себя ни политических, ни религиозных партий.
Основная мысль конгресса та, что необходимо, во-1-х, распространять всеми средствами между всеми
людьми убеждения о том, что война очень невыгодна для
людей и что мир есть большое благо, и, во-2-х, действовать на правительства, внушая им преимущества перед войнами международного судилища и поэтому выгоды и необходимости разоружения.
И поэтому, как для того, чтобы вернее обеспечить жизнь, собственность, свободу, общественное спокойствие и частное благо
людей, так и для того, чтобы исполнить волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем
основное учение непротивления злу злом, твердо веруя, что это учение, отвечая всем возможным случайностям и выражая волю бога, в конце концов должно восторжествовать над всеми злыми силами.
Решителем всего,
основною силою, двигавшею и двигающею
людьми и народами, всегда была и есть только одна невидимая, неосязаемая сила — равнодействующая всех духовных сил известной совокупности
людей и всего человечества, выражающаяся в общественном мнении.
Заблуждение это подобно тому, в котором бы находились
люди, желавшие заставить двигаться паровоз тем, что они руками вертели бы колеса его, не догадываясь о том, что
основная причина движения его есть расширение пара, а не движение колес.
Люди, которые стали бы руками и рычагами вертеть колеса, только вызвали бы подобие движения, а между тем изогнули бы колеса, помешав этим возможности настоящего движения.
Заблуждение это пагубно тем, что оно заставляет
людей, пренебрегая
основной силой своей жизни — своей духовной деятельностью, — переносить всё свое внимание и энергию на деятельность насилия поверхностную, праздную и большею частью вредную.
Чтобы он любил и уважал свою жену, это было довольно трудно допустить, тем более что, по мнению очень многих
людей, против первого существовали будто бы некоторые доводы, а второе представлялось сомнительным, потому что дядя, с его серьезною преданностью общественным делам, вряд ли мог уважать брезгливое отношение к ним Александры Ярославовны, которая не только видела в чуждательстве от русского мира главный и
основной признак русского аристократизма, но даже мерила чистоту этого аристократизма более или менее глубокою степенью безучастия во всем, что не касается света.
Но, — каковы бы ни были эти новые формы — знание, наука, искусство,
основные задачи интеллигенции останутся всегда важнейшим из жизненных процессов отдельного
человека и всей нации…
— Позвольте. Конечно, не всякому они доступны, и
человеку свойственно ошибаться. Однако вы, вероятно, согласитесь со мною, что, например, Ньютон открыл хотя некоторые из этих
основных законов. Он был гений, положим; но открытия гениев тем и велики, что становятся достоянием всех. Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума, и вся наша образованность…